В рамках сквозной комплексной программы «Одарённые дети» в целях поддержки интеллектуально-одаренных, инициативных, творчески мыслящих детей среднего школьного возраста 15 февраля 2020 года в стенах МБОУ ДО ТР Дом детского творчества прошёл интеллектуально-творческий конкурс для учащихся 8-9 классов ОО Торопецкого района «Эксперимент. Поиск. Открытие».
В конкурсе приняли участие 10 ребят из МБОУ ТР СОШ №1, МБОУ ТР СОШ №2, МБОУ ТР ООШ №3, ЧОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона, МБОУ ТР Октябрьская ООШ. Конкурс был выстроен в виде деловой игры «Комплексный научный центр». Каждый участник, демонстрируя свои познания в области научных открытий 20-21 веков, продвигался по карьерной лестнице от должности «кандидат в лаборанты» до «заместителя заведующего центром». Первоначальный приём в «Комплексный научный центр» осуществлялся путем собеседования, во время которого конкурсанты демонстрировали заранее подготовленное домашнее задание (краткая информационная справка о любом значимом для человечества открытии 20-21 веков). По мнению участников, наиболее важными и существенно изменившими жизнь людей стали следующие открытия:
- управляемый термоядерный синтез;
- первый человек в космосе;
- открытие двойной спирали ДНК и расшифровка генома человека;
- открытие групп крови;
- лучи В. Рентгена;
- бактериальная синтетическая клетка;
- открытие антибиотиков;
- создание транзисторов;
- бионические протезы;
За работу в «Научном центре» конкурсанты получали «зарплату» в игровой валюте (1 ЭПО равняется 1 балл, 10 эпиков - 0,1 балла). Каждый имел возможность дополнительно заработать премию, выполняя разнообразные задания.
Основная конкурсная деятельность была направлена на демонстрацию познаний о научных открытиях и изобретениях в форме наведения порядка в следующих лабораториях:
Лаборатория 1. «Лента времени»
Конкурсантам было предложено распределить открытия, согласно временному периоду, начиная с Античности и заканчивая эпохой Возрождения.
Лаборатория 2. «Открытия ХХ века»
На данном этапе конкурса ребята исключили открытия, не относящиеся к 20 веку, определили по отрывкам текста изобретения и достижения науки, восстановили шифр (изобретение, страна, ученый).
Лаборатория 3. «Открытия ХХI века»
Самые значимые открытия и изобретения начала столетия участники подписывали, рассматривая фотографии, на которых запечатлён ход эксперимента или его результат. Во втором задании ребятам было предложено сделать выбор тех научных областей, открытия в которых им наиболее интересны (1 – астрономия, физика, кибернетика, 2 – биология, медицина, палеонтология). Большая часть конкурсантов выбрала второй вариант.